Манифест в защиту обвиненной в смерти игровой платформы
Каждый год, чаще всего в период летнего индустрийного затишья и школьного геймерского безделья, через примерно одинаковые интервалы времени и примерно с одинаковой ожесточенностью в игровом сообществе разгораются масштабные и злые, но скучные и по природе своей бессмысленные споры, называемые также «холиворами» (от англ. holy war — «священная война»), на предмет того, что круче: Xbox 360 или PlayStation 3, Nvidia или ATI, игра X или игра Y, Марио или Соник, девушки или игры. Среди них один из самых древних и, по-видимому, самый ожесточенный — конфликт «PC против игровых консолей», в России, в силу исторически сложившихся обстоятельств, разгорающийся чаще, чем где либо. Годами тлеющие угли непотухающего священного костра может разжечь запоздалый анонс PC-версии громкого хита, его отмена или перенос на более поздний срок, но иногда пожар раздувают намеренно, имея целью поглумиться над поклонниками компьютерных игр и дешево прославиться. Последняя и самая громкая такая попытка была предпринята не далее, чем в июнe, когда на уважаемом игровом портале Kanobu уважаемые Петр Сальников (среди прочего, автор журнала «PC игры», последнего оплота PC-гейминга в стране) и его коллеги выступили с обвинительными речами в адрес ПК как игровой платформы, прижизненно объявив ее мертвой и надсмеявшись над рядами его многочисленных поклонников. Пожар мгновенно вспыхнул, захватив многие сайты и форумы, и дошел вплоть до обыкновенно равнодушного к таким вещам «лайфстайла»: на сайте журнала «Афиша» появилась разоблачительная статья за авторством широко известного в узких кругах А. Подшибякина, в которой он, вооружившись взятой с сомнительных сайтов статистикой, убедительно, как ему кажется, доказывает якобы уже состоявшуюся смерть PC.
Решительно нельзя было не отреагировать на столь возмутительные публикации и я, Игрожур, принял решение выступить от лица всего PC-сообщества с защитной речью в адрес горячо любимой нами платформы. PC-ненавистникам и перебежчикам (см. игровой стаж большинства так называемых «консольщиков») мы ответим попунктно, развенчивая все навязываемые ими мифы. Предъявляйте этот программный документ всякому, кто посмеет с усмешкой отозваться о вашем увлечении компьютерными играми.
Расстановка сил на платформенном поле боя выглядит сейчас приблизительно так.
1. Начнем с самого, пожалуй, распространенного мифа: «На консолях играть комфортнее, чем на PC». В качестве главного аргумента сторонниками консолей приводится то, что «играть с геймпадом, раскинувшись на диване перед плазмой, удобнее, чем скрючившись над клавиатурой перед монитором». Очень странно слышать такие вещи от людей, которые, вроде бы, интересуются текущим состоянием дел в игровой индустрии: любой современный PC снабжен HDMI-выходом и может легко быть подключен к тем же самым телевизорам, к которым подключаются консоли; нет ничего сложного также в том, чтобы купить геймпад для PC (например, тот же, что у Xbox 360) и с не меньшим комфортом разлечься на вожделеемом изнеженными консольщиками диване.
2. «На консолях играть выгоднее, чем на PC». Миф подкрепляется таким на первый взгляд убедительным аргументом: «цена на консоль составляет около 10 тысяч рублей, а хороший игровой компьютер стоит приблизительно 20-30 тысяч и, к тому же, нуждается в регулярном апгрейде каждые несколько лет». Действительно, игровой компьютер стоит в два — два с половиной раза дороже консоли текущего поколения, однако необходимо принимать во внимание, что мы живем не в абстрактном сферическом ваакуме, а в современных экономических условиях России: если на Западе цены на PC- и консольные версии игр почти не отличаются ($50 и $60 соответственно) и играть, таким образом, выгоднее действительно на консолях, то в России с ее завышенными ценами на консольные игры (до 2500 рублей, или $88) и заниженными — на PC игры (1000 рублей за идентичный консольному DVD-box с красивым буклетом внутри и еще меньше — за игру в бюджетной jewel-упаковке), приобретение компьютера при более-менее регулярной покупке новых игр окупается в течение полугода. Причин стесняться того, что приобретаешь компьютер в том числе ради экономии на играх, я, откровенно говоря, не вижу — стремление рационализировать свои расходы присуще каждому здравомыслящему человеку. Что касается якобы серьезных затрат на апгрейды, то современный игровой компьютер может обходиться без них до пяти лет — примерно столько же составляет жизненный цикл игровой приставки (после чего ей на смену приходит новое поколение консолей, также требующее трат).
3. «Игры на PC глючные и с ними необходимо долго возиться, а на консолях все запускается без проблем». Это положение, когда-то бывшее верным на все 100%, в последние годы потеряло актуальность и превратилось в еще один миф. Действительно, во времена второй PlayStation и всех предшествующих консолей игры для них были значительно менее забагованными, чем игры для PC — причина этого заключалась в том, что если для PC-игры разработчик всегда мог выпустить патч или заплатку, и это его расхолаживало, то консольная игра изначально выходила в финальном варианте и не допускала исправлений, и это разработчика дисциплинировало. К тому же тогда еще продолжали добросовестно работать отделы контроля качества компаний — производителей консолей: если игра была совсем плоха, ее просто не допускали к продаже, в то время как на PC царила анархия и выпускалось все подряд. Сейчас ситуация здесь и там практически уравнялись. Почти каждая консольная игра регулярно качает многосотмегабайтовые критически важные обновления; консольные игры зависают с той же примерно частотой, что и компьютерные (зависит не от платформы, а от криворукости конкретного разработчика).
S.T.A.L.K.E.R. — величайшая PC-игра всех времен, одна стоящая всех консольных эксклюзивов вместе взятых. Покупая его на распродаже в Steam, вы спасаете PC-гейминг.
4. «На консолях играют обеспеченные самодостаточные взрослые люди, а на PC — те, кому мама приставку не купила». Так сторонники консолей высмеивают школьников, выпросивших у родителей компьютер якобы для учебы, а в действительности — главным образом для игр. Забывая при этом, как много среди обладателей консолей детей богатых родителей. А вот взрослые, обеспеченные и далее по тексту как раз предпочтут сводить девушку в кино и ресторан, чем тратить время и деньги на игры.
5. «PC-геймеры массово качают игры с торрентов, в то время как все консольщики — законопослушно покупают их в магазинах». Отчасти справедливый для отличных от России территорий тезис. Консольные версии мультиплатформенных игр в самом деле продаются в несколько раз большими тиражами, чем компьютерные — виной тому, действительно, высокая запиратированность PC-рынка. Однако, снова необходимо обратить внимание, что в России ситуация обстоит иначе. Здесь с одинаковым удовольствием пиратят игры и для давно взломанного Xbox, и для относительно недавно сломленной PS3, и для PC. Точной статистики по стране нет, да и существовать не может, но есть предположение, что у нас игры для консолей пиратят, в силу высоких цен, даже больше, чем на PC.
6. И, наконец, мой самый любимый миф: «PC как игровая платформа если еще и не мертв, то, согласно динамике продаж игр, умрет в ближайшем будущем». Эксперты, выстраивающие такие драматические прогнозы, забывают об одной маленькой, но важной детали: все, без исключения, игры создаются на компьютерах, и стоимость их портирования с консолей на PC настолько незначительна, что окупается практически всегда. Игра остается консольным «эксклюзивом» только в тех случаях, когда ее авторы имеют определенные договоренности с компаниями-платформодержателями (упрощая, те платят им деньги за то, чтобы они не выпускали свою игру на PC и/или на приставке конкурента). Также вышеупомянутые «эксперты» забывают о том, что несмотря на модную периферию вроде PS Move и Kinect, именно PC, а не консоли, всегда был и будет оставаться самой инновационно активной игровой платформой. Речь даже не о графике, которая уже на втором-третьем году жизней консолей делается значительно лучшей на PC. Речь о том, что именно PC, как наиболее свободная от контроля платформа, больше всего благоволит к экспериментированию. Это экспериментирование может приводить как к довольно противоречивым с точки зрения хардкорного геймера результатам (рождение социальных-, браузерных- и MMO-игр), так и безусловно положительным — появлению сервисов цифровой дистрибуции (большинство компьютерных игр, в отличие от консольных, теперь можно купить не выходя из дома, через интернет) и свободе творчества независимых творцов, не имеющих бюджетов, но обладающих талантом и стремлением создавать прекрасные игры (феномен инди-игр также стал возможен благодаря PC).
Такое возможно ТОЛЬКО НА PC
Целью нашего манифеста является защита чести PC и его сторонников, поэтому, чтобы не разжигать еще более ожесточенного «холивора», мы не будем подробно останавливаться на преимуществах PC перед консолями (среди которых можно упомянуть использование компьютера также для учебы и работы, возможность создания пользовательских модов к играм, исключительное удобство мыши и клавиатуры для игр жанра стратегий и проч.), достаточно того, что развенчаны главные мифы PC-ненавистников. Этот манифест не стоит также считать призывом ступать в ряды адептов культа PC Only&Forever — как и все крайности, это тоже довольно уродливое явление. У консолей, безусловно, есть свои преимущества (самое явное из которых — готовность консоледержателей тратить безумные деньги на роскошные эксклюзивы), поэтому чтобы исключить беспочвенные обвинения, автор считает необходимым упомянуть, что обладает всеми консолями текущего поколения, за исключением портативной 3DS, на которой пока нет игр, хотя и отдает себе отчет в том, что позволить себе это может не каждый.
Метафорическая иллюстрация к манифесту.
Счастливо и удачи, смотрите на вещи трезво! Искренне ваш, Игрожур.